Самый популярный пост за неделю

О подвиге дорожников Украины


«Без хорошо налаженного дорожного обеспечения в оперативном
и войсковом тылах – нельзя было бы своевременно подвезти
войскам материальные средства,эвакуировать раненых
и быстро оказать им квалифицированную медицинскую помощь».
Г.Жуков.
   О чрезвычайно важном значении дорожного обеспечения в годы войны свидетельствует то, что численность дорожных войск на начало 1942 превышала 8% боевого состава Красной Армии. За весь период Великой Отечественной войны она возросла в 2,5 раза, а отдельных мостостроительных батальонов даже в 11 раз. Неблагоприятные обстоятельства начального периода войны указали на большое значение дорожных войск эксплуатационно-комендантского назначения, которым с первых дней пришлось действовать в исключительно трудных условиях: по дорогам двигались колонны войск, потоки беженцев, население, эвакуировалось в организованном порядке, перегонялась техника. Все это продвигалось под непрерывными налетами авиации противника и нападениями диверсионных групп. Главное дорожное управление Красной Армии в 1945 году отмечало: "В начальный период войны ни в одном из видов дорожных частей не чувствовалось такой острой необходимости, как в хороших кадровых дорожно-эксплуатационных частях, которые с первых дней войны могли взять в свои руки управление движением и обеспечить надлежащий порядок на основных маршрутах".
    По мнению историков, значительные потери войск, особенно на дорогах Западного и Северо- западного направления, были связаны с многочисленными заторами в движении даже на дорогах, которые находились в общем в удовлетворительном состоянии, из-за отсутствия на них дорожно-комендантской службы. При этом подчеркивается, что более организованным было движение на дорогах Юго-Западного фронта. Еще до начала войны по инициативе начальника штаба Киевского военного округа Н. Ф. Ватутина в Украине проводился ряд мероприятий по повышению боевой и мобилизационной готовности дорожных частей, а в пограничных зонах эти части были развернуты. При штабе фронта было сформировано управление, которое возглавил бывший начальник Ушосдора НКВД УССР Г. Т. Донец. Дорожно-строительные и мостостроительные батальоны, укомплектованные рабочими и инженерно-техническими работниками дорожных организаций Украины, также возглавили опытные и авторитетные специалисты. Некоторые части уже на второй-третий день формирования отправились на выполнение боевых задач. Так, 90-м мостостроительным батальоном под командованием З. Я. Харченко - будущего заместителя министра Минавтошосдора УССР за несколько дней были построены мосты через Днепр в с. Сваромье и через Десну в с. Летки. Наличие этих переправ позволило большой группе наших войск избежать окружающего удара. Исключительную стойкость проявил 25-й отдельный дорожно-строительный батальон под командованием С. Н. Дехтяря, будущего заместителя начальника Головдорупра УССР, с первого дня войны и до захвата Киева фашистами обеспечивал функционирование переправы через Днепр в районе современного Наводницкого парка им. В.М. Примакова. 
   В то же время и зимой 1941-1942 годов дорожные войска Южного фронта построили десятки мостов через Северский Донец, Дон, Айдар, Чир, в частности высоководные мосты длиной до 1000 пог м в селах Богородичное, Рубежное, Счастье, В. Колитва и других. Особенно отличились дорожные войска, сформированные в Украине во время битвы под Сталинградом, на Кавказе и в Крыму. Кстати, дорожными частями в Сталинградской битве также командовал генерал-майор Г. Т. Донец, а всяческую помощь от Правительства УССР оказывал руководитель Главного дорожного управления Украины С. П. Мечев. Отличительной операцией воинов-дорожников было строительство в ноябре 1943 года подвесной канатной дороги длиной более пяти километров через Керченский пролив, которая обеспечила переправу десанта, который высадился на Крымский берег севернее Керчи. Блестящие операции провели украинские военно-дорожные части при освобождении левобережья Днепра, форсирование Днестра, Прута, Дуная, Вислы, Одера, Немана, Эльбы. Так, во время освобождения Киева низководный деревянный временный мост через Днепр был построен всего за 7 суток. 
   Задачи дорожных войск не ограничивались чисто дорожными работами. Кроме регулирования движения, они следили за его дисциплиной, обеспечивали личный состав, который двигался по дорогам, обедами, отдыхом, медицинской помощью, занимались техническим обслуживанием автомобилей, поставкой горюче-смазочных материалов и т.п.          Дорожные войска сделали свой выдающийся вклад в победу над фашизмом. В течение 1941-1945 годов было построено и отремонтировано 100 тыс. км дорог и сотни километров мостов. В проезжем состоянии содержалось 350 тыс. км дорог. Боевая деятельность сложившихся в Украине военно-дорожных частей неразрывно связана с обеспечением боевых операций в ходе стремительного наступления Красной армии, сооружением переправ при форсировании Днепра, Прута, Дуная, Вислы, Одера, Немана, Эльбы и других стратегических объектов. В честь этого вклада в Украине существуют десятки памятников воинам-дорожникам и автомобилистам.
   Многие дорожники пошли на фронт в общие военные формирования и в партизанские отряды.Среди последних можно назвать знаменитого командира партизанского объединения С. А. Ковпака - начальника Путивльского райдоротдела в довоенные годы, С. С. Кищинського-до войны начальника облдоротдела, а после войны - заместителя Министра автомобильного транспорта и шоссейных дорог УССР. В ноябре 1943 г. сразу после освобождения Киева была возобновлена работа управленческих дорожных органов - Гушосдора НКВД и Головдорупра при Совете народных комиссаров Украины. Сразу же была возобновлена работа научно-исследовательской (УкрдорНДИ) и проектной организаций (Укрпроектдор) в октябре - ноябре 1943 г., Украинская контора Союздорпроект вернулась из эвакуации из Владивостока в июле 1944 года. После войны на базе этой освободившейся могучей силы, решением Государственного Комитета Обороны было создано дорожно-строительное объединение - отдельный дорожно-строительный корпус, подчиненный МВД СССР в составе четырех дорожно-строительных дивизий. Две из них (третья в Ростове-на-Дону и четвёртая в Харькове) строили уже в послевоенные годы магистральные дороги общегосударственного значения Харьков-Ростов, Харьков - Симферополь и другие дороги на территории Украины.
    И управленческие органы, и производственные подразделения в послевоенное время возглавили или плодотворно в них работали военные специалисты - дорожники, которые приобрели огромный опыт в тяжёлые годы Великой Отечественной. Их тысячи. И все они пользуются огромным уважением последующих поколений дорожников.
   В посте использованы материалы из книги В.А. Герасимчука, П.Н. Кузнеца, А.А. Рыбальченко «Автомобильные дороги и дорожное строительство в Украине (исторические очерки)», Киев, 2005 г.

1 коммент.:

Максим Шевченко комментирует...

Мой прадедушка по отцу был дорожником. О нём даже в военной газете писали. Как-нибудь напишу пост про него.

Отправить комментарий

Related Posts with Thumbnails
 


Эх, дороги... © 2008. Design by: Pocket