«Без хорошо налаженного дорожного обеспечения в оперативном
и войсковом тылах – нельзя было бы своевременно подвезти
войскам материальные средства,эвакуировать раненых
и быстро оказать им квалифицированную медицинскую помощь».
Г.Жуков.
и войсковом тылах – нельзя было бы своевременно подвезти
войскам материальные средства,эвакуировать раненых
и быстро оказать им квалифицированную медицинскую помощь».
Г.Жуков.
По мнению историков, значительные потери войск, особенно на дорогах Западного и Северо- западного направления, были связаны с многочисленными заторами в движении даже на дорогах, которые находились в общем в удовлетворительном состоянии, из-за отсутствия на них дорожно-комендантской службы. При этом подчеркивается, что более организованным было движение на дорогах Юго-Западного фронта. Еще до начала войны по инициативе начальника штаба Киевского военного округа Н. Ф. Ватутина в Украине проводился ряд мероприятий по повышению боевой и мобилизационной готовности дорожных частей, а в пограничных зонах эти части были развернуты. При штабе фронта было сформировано управление, которое возглавил бывший начальник Ушосдора НКВД УССР Г. Т. Донец. Дорожно-строительные и мостостроительные батальоны, укомплектованные рабочими и инженерно-техническими работниками дорожных организаций Украины, также возглавили опытные и авторитетные специалисты. Некоторые части уже на второй-третий день формирования отправились на выполнение боевых задач. Так, 90-м мостостроительным батальоном под командованием З. Я. Харченко - будущего заместителя министра Минавтошосдора УССР за несколько дней были построены мосты через Днепр в с. Сваромье и через Десну в с. Летки. Наличие этих переправ позволило большой группе наших войск избежать окружающего удара. Исключительную стойкость проявил 25-й отдельный дорожно-строительный батальон под командованием С. Н. Дехтяря, будущего заместителя начальника Головдорупра УССР, с первого дня войны и до захвата Киева фашистами обеспечивал функционирование переправы через Днепр в районе современного Наводницкого парка им. В.М. Примакова.
Задачи дорожных войск не ограничивались чисто дорожными работами. Кроме регулирования движения, они следили за его дисциплиной, обеспечивали личный состав, который двигался по дорогам, обедами, отдыхом, медицинской помощью, занимались техническим обслуживанием автомобилей, поставкой горюче-смазочных материалов и т.п. Дорожные войска сделали свой выдающийся вклад в победу над фашизмом. В течение 1941-1945 годов было построено и отремонтировано 100 тыс. км дорог и сотни километров мостов. В проезжем состоянии содержалось 350 тыс. км дорог. Боевая деятельность сложившихся в Украине военно-дорожных частей неразрывно связана с обеспечением боевых операций в ходе стремительного наступления Красной армии, сооружением переправ при форсировании Днепра, Прута, Дуная, Вислы, Одера, Немана, Эльбы и других стратегических объектов. В честь этого вклада в Украине существуют десятки памятников воинам-дорожникам и автомобилистам.
Многие дорожники пошли на фронт в общие военные формирования и в партизанские отряды.Среди последних можно назвать знаменитого командира партизанского объединения С. А. Ковпака - начальника Путивльского райдоротдела в довоенные годы, С. С. Кищинського-до войны начальника облдоротдела, а после войны - заместителя Министра автомобильного транспорта и шоссейных дорог УССР. В ноябре
И управленческие органы, и производственные подразделения в послевоенное время возглавили или плодотворно в них работали военные специалисты - дорожники, которые приобрели огромный опыт в тяжёлые годы Великой Отечественной. Их тысячи. И все они пользуются огромным уважением последующих поколений дорожников.
В посте использованы материалы из книги В.А. Герасимчука, П.Н. Кузнеца, А.А. Рыбальченко «Автомобильные дороги и дорожное строительство в Украине (исторические очерки)», Киев,
1 коммент.:
Мой прадедушка по отцу был дорожником. О нём даже в военной газете писали. Как-нибудь напишу пост про него.
Отправить комментарий